Почему нейросеть не враг фотографу и как завоевать признание в соцсетях?

Кто рано встает, тому Бог подает… в том числе и хорошие кадры. Утром лента моих соцсетей пестрит красивыми снимками и среди них, как правило, встречается сразу несколько работ одного человека — Вадима Оберемка.
Заочно с ним знакомы все завсегдатаи городских пабликов. Практически все местные интернет-сообщества чуть ли не каждый день выкладывают снимки Вадима на своих страницах.

Чем же его фотографии так примечательны и почему пользуются огромной популярностью у интернет-аудитории? Дело в том, что они позволяют увидеть привычные уголки города с непривычных ракурсов или с высоты птичьего полета.

Признаюсь честно, за работами Вадима я наблюдала давно. На его странице терабайты классных снимков и минимум текста. Из буквенного — максимум лаконичные подписи в одно, реже в два слова. И никакой личной информации. Просто человек-загадка. Почему за один день он бывает в разных концах города, почему делает так много фотографий, в том числе и снятых на рассвете?

Вопросов было много. А тут еще и инфоповод сыскался: Вадим разместил на своей странице письмо от веб-картографической платформы Google Карты, извещающее о том, что он стал одним из лучших фотографов этого ресурса, а его снимки набрали 20 млн просмотров.

Тут мое журналистское терпение прорвало окончательно, и я, связавшись с Вадимом, пригласила его на интервью. Реакция была неожиданной:

— Меня? На интервью? Честно, я не представляю, что говорить. Вроде ничего интересного не делаю… Это просто хобби такое.

— Вот давайте о нем и поговорим, — предложила я. Вадим согласился.

Первая «Смена»
Авторская фотография — как сеанс у психоаналитика. Может многое рассказать о своем создателе. Она позволяет увидеть мир его глазами. Выбор сюжета, композиция и детали снимка выдают и характер, и темперамент, и интеллект автора.

Смотреть на мир глазами Вадима увлекательно и приятно. Изучая фото, я представляла себе спокойного творческого человека, скромного и, скорее всего, с техническим образованием. Предчувствия не обманули.
Вадим — коренной житель Саратовской. Семья лишь на время уезжала из станицы, но скоро вернулась обратно.

Начиная с шестого класса советское пионерское детство окрасилось для него новыми красками и наполнилось специфическими запахами (преимущественно реактивов для проявления и печати снимков).

— Помню первый свой фотоаппарат. Это была «Смена-8М» — шкальная советская техника, выпускавшаяся объединением «ЛОМО» с 1970 по 1990 года. Надежный, как автомат Калашникова, доступный, простой в эксплуатации с приличными характеристиками при минимальной цене. Такой фотоаппарат был, наверное, в каждой второй семье. Недаром его выпустили самым массовым тиражом в мире — 21 041 191 шт.

В то время в продаже был еще «Зенит». Он, конечно, круче и престижнее, но на «Смене» проще набивать руку и знакомиться с азами фотомастерства. Стоил мой фотоаппарат около 17 рублей, что, кстати, тоже немалые деньги по советским меркам.

Предыстория его появления в нашей семье проста. Мамина знакомая любила путешествовать по разным городам и присылала ей оттуда красивые фотографии. Рассматривая эти снимки, я и «заболел» творчеством, а родители поддержали и купили «Смену».

Первым наставником в фотоделе была книга-самоучитель. Называлась она просто и лаконично «Фотография». Вскоре аппарат «Агат» купили двоюродному брату Алексею. Мы всегда дружили и часто проводили время вместе. Вот и творческие задатки (а вместе с ними химические и технические) стали развивать сообща.
Устраивали в комнате фотолабораторию и проявляли отснятые в течение дня снимки. Как же все это было хлопотно.
Тот, кто занимался фотоделом, знает, сколько суеты нужно навести из-за нескольких фотографий. Масса всяких действий и предметов: промывочные бачки, реактивы, фотоувеличитель… Информацию найти негде…

Помню, что пленку мы тоже покупали сами. На старом рынке в углу работал комиссионный магазин, где чуть просроченные пленки продавали по три копейки. А ведь они были вполне пригодными для использования, только срок годности не позволял реализовывать их без уценки. Мы набирали огромное их количество. Потратить за день всю пленку было делом обычным. А что там, всего-то 36 кадров. И сегодня с того периода хранится дома много пожелтевших фотографий, вот думаю, надо оцифровать, — рассказывает Вадим.

Теперь без «полетов»
На протяжении всей дальнейшей жизни увлечение фотографией то пропадало, уступая место другим заботам, то возникало вновь.

В 1995 году Вадим устроился в «Ростелеком», тогда он назывался городским узлом связи, а затем «ЮТК». Работал и заочно учился сперва в Ростовском колледже связи и информатики, а затем в Московском техническом университете связи и информатики.

Работа носила разъездной характер. В двухтысячных годах участок его обслуживания находился в живописных местах близ сел Безымянного и Фанагорийского. Кругом горы, реки… Раздолье творческой душе и красота неописуемая, а то, что не сказать словами, можно передать в фотографии.

Вадим купил «мыльницу» Фуджи с мощным (по тем временам) зумом и стал снимать природу. Иногда, как он признается, и коллеги попадали в кадр. Сейчас Вадим периодически удивляет их, доставая из «закромов» редкие архивные снимки.

С появлением соцсетей увлечение фотопейзажами стало развиваться с новой силой.
— Купил я себе надежный фотоаппарат Nikon со сменными объективами, стабилизатор к нему для видео, а потом и квадрокоптер. Все свободное время посвящалось сьемкам. И по работе, и в выходные ездил в Лаго-Наки, Геленджик, Новороссийск и другие города. Везде старался находить интересные виды. Не ради рейтингов и лайков в соцсетях. Для себя, для души.

Конечно, «полеты» на квадрокоптере — это особое удовольствие. А если у него, как и у моей техники, камера с хорошими возможностями, то и снимки, и видео получаются особо красочными, даже захватывающими дух. К сожалению, свой коптер я в прошлом году потерял. По собственной же нелепой оплошности. Аккумулятор у него вздулся, уже надо было новый брать (он тогда где-то 14 тысяч стоил), а я все откладывал. И вот в очередной полет над озером квадрокоптер упал в воду.

Хотел отыскать его на дне, но ближайшие водолазы есть только в Сочи и берут они за работу не меньше 15 тысяч. Знакомый парень, подводный охотник, больше часа нырял, искал, но успехом дело не увенчалось. Все дно покрыто водорослями, что сильно затрудняет поиск.

Хотелось бы купить новый, но, во-первых, они сейчас больше чем вдвое подорожали, а во-вторых, полеты на территории Краснодарского края сейчас запрещены, и когда разрешат неизвестно. Так что пока обходимся более традиционной техникой: фотоаппарат для отдельных выездов, а телефон — на каждый день, — признается Вадим Оберемок.

Сейчас его постоянный спутник и поставщик большей части контента для соцсетей — китайский смартфон Realme на 64 мегапикселя.

Зарядка на 20 млн просмотров
Я не могла не спросить, почему так много в ленте Вадима снимков, сделанных ранним утром до рассвета. Оказалось, что он специально выезжает из дома за час до работы. Остановится в каком-нибудь красивом месте и снимает его в необычном свете без пробок и лишних прохожих. Это как ежедневная утренняя творческая зарядка, минут на 20. Ранние снимки тут же расхватывают паблики, иллюстрируя ими свои первые утренние посты.

— Вам не жалко, что городские группы безвозмездно пользуются этими снимками? — спрашиваю у своего собеседника.

— Нет, не жалко, пусть берут. Знаете, мне иногда знакомые звонят с вопросом, мол, сколько тебе за это платят, и, услышав «ни сколько», предлагают начать брать с пабликов деньги. Конечно, я делать этого не буду. И, в общем-то, не понимаю зачем. Наоборот, хорошо же когда люди смотрят, получают положительные эмоции и приятно, что я своими снимками сделал чье-то утро добрее. Все фотографии подписаны, админы городских пабликов мое авторство не скрывают. Так что это их можно поблагодарить за распространение, — поясняет Вадим.

— А как удалось достичь цифры 20 миллионов просмотров на Google Картах?

— Я к этому рекорду, честно говоря, не стремился. Просто какое-то время, бывая в Краснодаре, фотографировал разные здания и выкладывал на этой платформе. Знаю, что наибольшее количество просмотров (более четырех миллионов) набрала кофейня «Старбакс» на ул. Красной.

Есть еще одна популярная фотография. На ней запечатлен Псекупс на рассвете в станице Саратовской. Она получила более двух миллионов просмотров и даже попала на экранную заставку телевизора LG.

В целом, как признается Вадим, природу снимать хорошо, но фото, на которых есть люди, привлекают больше внимания. Например, та же оживленная ул. Ленина в час пик наберет больше просмотров, чем красивый пейзаж. Возможно, на таких снимках люди хотят увидеть знакомых или себя. Масштабные мероприятия также пользуются большим интересом. Так, его фотоотчет со Дня Победы собрал большой урожай лайков.

Из другой реальности
Все, кто видел фотографии Вадима, отмечают, что сделаны они с необычных ракурсов и поэтому привлекают столько внимания. Автор признается, он читал много специальной литературы, но выстраивая кадр, четко не следует правилам золотого сечения и прочим тонкостям ремесла. Просто снимает так, как ему нравится. Много времени на то, чтобы найти нужный ракурс, тоже не тратит, но все же старается показать любое место под новым «незамыленным» углом, не так как его обычно снимают туристы или сами горожане.

В чем секрет, я так и не поняла, думаю, что у Вадима просто хороший художественный вкус. Немалую роль здесь также может сыграть насмотренность. Бывает, что человек, увлеченный фотографией, внимательно изучает работы мастеров и невольно учится у них профессиональным приемам и попутно следует профессиональной моде. Вот, к примеру, раньше было популярно сильно обрабатывать снимки, усиливать контрастность и насыщенность цветов. Сейчас тенденция к большей натуральности. Сам Вадим признается, что если и редактирует снимки, то старается вносить лишь минимальные изменения.

Интервью затянулось, наша беседа о хобби попутно затронула много прочих тем. Речь зашла и об искусственном интеллекте, который наступает на пятки фотографам.

— Нейросеть сейчас способна генерировать все что угодно, несуществующих людей или диковинные пейзажи. Причем зачастую очень сложно отличить настоящий снимок от творения новейших технологий. Одно утешает, снимки с реального мероприятия она сгенерировать не сможет. Чтобы снять ту же, например, свадьбу, нужен живой человек. Тем не менее технологии нужно осваивать. Я вот сегодня хочу попытаться сгенерировать нейросетью снимки города, не знаю, получится ли, — сказал мне на прощанье Вадим.

Утром в своей ленте я увидела фантастические пейзажи нашего Лебединого озера, созданный моим новым знакомым с помощью искусственного интеллекта.

Получилось очень похоже на Горячий Ключ, но будто из параллельной Вселенной. Очень впечатляет.
Ну что ж, будем ждать от Вадима новых творческих экспериментов.

Елена Слипченко
Фото из архива Вадима Оберемка